Иван Миколайчук, которого мы до сих пор не знали

15 июня родился выдающийся кинематографист Иван Миколайчук.

Иван Миколайчук, помимо многих других талантов, был наделен талантом несравнимого рассказчика. Колоритными рассказами сразу привлекал к себе внимание в любой компании. Причем невозможно было отличить правду от ярко «підмальованих» деталей. Я сам в том убедился, когда в начале 1980-х годов несколько часов беседовал с автором «Вавилона ХХ» в квартире его тестя Евгения Карпюк в Черновцах.

Киномастер любил говорить в хорошем обществе о том, как отец вез в воскресенье 22 июня 1941 года жену-роженицу с младенцем из районной больницы в Вашковцах и как немецкий «мессер» дважды пронесся над крестьянской подводе, поливая ее пулеметным огнем. Но Господь отвратил беду, не дал погибнуть будущему гению. Так то было — теперь уже никто не подтвердит и не опровергнет. Миколайчук давно покинул этот мир, но ходит за ним своеобразный мит, как всегда за человеком-легендой, и различить, где правда, а где вымысел, сложно. Об этом — в новом документальном романе Мирослава Лазарука «Черторийски призрака-видения».

Как пишет автор, «пусть Бог защищает фантазировать, выдавая желаемое за действительное, даже если оно кому-то слишком дорогое».

Пожалуй, один из самых интересных глав романа — «Мыця и Нуцко» (так обращались Иван и Маричка друг к другу). Здесь не найдем никаких пикантных подробностей, которые так любит массовый читатель, но буквально каждый эпизод, что всплывает в памяти вдовы, навеянный трепетом большой любви. Его так давно нет на этом свете, а он во мне повсюду, повсюду, повсюду…» — то с голоса Марички. Действительно потому, время бессильно над влюбленной памятью.

На свадьбе какой-то старичок-знахарь сказал жениху, что он проживет 25 лет. «Тогда я ему не поверила, — вспомнила Маша. — А когда отмечали двадцатипятилетие нашей свадьбы, мужу оставалось прожить еще четыре дня. Он хотел, чтобы во время похорон шел дождь, говорил, что легче дорога будет стелиться на тот свет. Дождь проливной щедро мочил всю Украину, стелил Ивану дорогу в небеса. Земля не отпускала, хотела еще его погреть, обнять…»
Неоднократное общение автора с женой художника насквозь пронизывает «Черторийски призрака-видения», предоставляет им документальной выразительности и привлекательности. Как и услышанное писателем в семейном кругу Миколайчуков в буковинском селе Чертория. Несколько интересных фрагментов из биографии режиссера фильма «Вавилон ХХ» добавляет и известный мастер кино Роман Балаян. Поэтому раздел «Отлучение» — один из лучших в книге.

Очевидно, стоило шире использовать переписку и Миколайчука, и письма к нему. Вот две небольшие весточки, написанные молодым актером до своего приятеля Мирчи Мінтенка — краеведа из Великого Кучурова. То была осень 1958 года — Иван тогда начал обучение в студии Черновицкого театра имени Ольги Кобылянской. Но вернемся к Ивановым писем к своему приятелю из Великого Кучурова. Они хоть немного проливают свет на начало Иоаннова творческого пути. И как актера, и как киносценариста — правда, тогда он работал над пьесой. «Ни с кем посоветоваться. Порой мне кажется, что я уже совсем не туда влез в жизнь. Снова обдумываю свои кульминационные точки. Очень трудно, много времени я не могу отдавать постороннему труда, потому что в театре еще больше дел. Ведь искусство требует времени на все мелочи».

О том времени вспоминал впоследствии наставник Ивана — народный артист Украины Петр Михневич: «Пришел ко мне мальчик в папиных штанах, шинели, кепке…» Впоследствии, в начале 80-х годов, режиссер Миколайчук пригласил Міхневича сыграть в снятом им фильме «Такая поздняя, такая теплая осень».

Тот документальный материал, который нашел отражение в книге, дает нам право утверждать: Мирослав Лазарук приблизил массового читателя к более глубокому познанию образа Миколайчука, к пониманию вклада этого художника в украинскую культуру, украинскую душу.

…Иван не воспринимал фальши или притворства. Как-то к Миколайчуков наведался известный московский сценарист и телеведущий Виктор Мережко, который рос в Черкасской области, учился в украинской школе, а высшее образование получил во Львове. И когда Йванова Маричка обратилась к нему на украинском языке, гость попросил хозяев говорить «на нормальном языке». И добавил: «Я считаю украинскую песню, но это ваше наре-е-е-чие»… Иван среагировал молниеносно: открыл входную дверь и попросил московского гостя немедленно уйти прочь.

В «Черторийских маревах-видениях» воссоздан то колоритное крестьянскую среду, где родился и вырос будущий киномастер, где формировался его благородный и неуступчивый характер. А также выписан многогранный, нередко загадочный образ Мастера. Причем встает в неизвестных измерениях и ипостасях, таким, какого до сих пор мы его не знали. Роман «Черторийски призрака-видения» принадлежит к лучшим образцам современной отечественной документальной беллетристики биографического толка.

Книга написана ярким, сочным языком, с использованием неповторимого гуцульского диалекта. Впрочем, если в диалогах и монологах такие диалектизмы на своем месте, то в авторском тексте, как на меня, они не совсем уместны. В конце книжки не помешал бы краткий словарик, где были бы общелитературные соответствия диалектных слов. Думаю, что в следующих изданиях романа (а они крайне нужны!) автор так и сделает.

Удачно дополняют книгу иллюстрации из произведений известного художника-шестидесятника, лауреата Шевченковской премии Ивана Остафийчука, который начинал свое обучение в Вижницком училище прикладного искусства, был хорошо знаком и с Иваном Миколайчуком, и с Владимиром Ивасюком. На суперобложке книги размещена репродукция его произведения «Молния», будто подчеркивая молниеносность Миколайчукового жизни.

Мирослав Лазарук не новичок в документально-биографическом жанре, и все чаще обращается к нему. Словно спешит запечатлеть в писании память о известных художников эпохи, которая от нас уходит. Из-под пера Н. Лазарука вышли эссе о путешествиях Украиной поэта Николая Винграновского «Степной Сварог» (Харьков, «Фолио», 2009-й и 2016-й), роман-эссе о художника Петра Яковенко «Через тернии к любви» (Черновцы, «Букрек», 2012 г.), книга-воспоминание о Игоря Рымарука «Забытые письмена» (Львов, «Растер-7», 2018 г.).