От Андрея Первозванного до Томоса

28 июля — День крещения Руси-Украины.

На снимке: крестный ход в Киеве, посвященная 1031-й годовщины крещения Руси-Украины.

Фото предоставлено Православной церковью Украины.
 


Владыка Владимир (третий слева) с советским политзаключенным, писателем Василием Овсиенко, капелланом Дмитрием Караном и прихожанами Покровской церкви ПЦУ.

Фото Георгия Лукьянчука.

В еликий киевский князь Владимир 1032 года назад, в 988 году, крестил Киев, Днепр и всю землю украинскую. Впрочем, история христианства на территории современной Украины насчитывает почти две тысячи лет и ведется от святого апостола Андрея Первозванного, который, проповедуя в Скифии, отправился из Корсуня вверх по Днепру и остановился возле живописных киевских гор. «И случилось так, что он пришел и остановился под горами на берегу, — пишется в летописи. — И утром поднялся и сказал ученикам, которые были с ним: «видите Ли Вы эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог построит много церквей». И поднялся на горы эти, благословил их и осанки крест, и помолился

Богу, и сошел с горы той, где после возник Киев, и пошел по Днепру вверх».

Как отмечает доктор богословия, профессор, проректор по научной работе Киевской православной богословской академии протоиерей Виталий Клос, автор популярной книги «Автокефалия Украинской Церкви: обзор от крещения до синодального Томоса», археологические раскопки подтверждают факт распространения христианства на территории Украины уже в I веке, что вполне может соответствовать миссионерской деятельности апостола Андрея Первопокликаного и его учеников в этих краях.

Первые зерна Евангельского учения у нас засеяны две тысячи лет назад

— Митрополит Киевский и всея Руси Сильвестр Косов в «Патериконі» нашими Хрестителями называет святого апостола Андрея, равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, святого князя Оскольда, равноапостольной княгине Ольге. Они совершали благовісницьку миссию еще до официального крещения при святом равноапостольном князе Владимире Великом, — говорит протоиерей Виталий Клос. — Очень быстро город Киев стал для всей Руси-Украины вторым Иерусалимом, из которого благодать Евангельского учения распространялась на все окрестные земли Восточной, Северной, а порой и Западной Европы и Азии. Учитывая сведения источников, можем однозначно утверждать о двухтысячелетнюю историю христианства на территории современной Украины. Об этом в своих произведениях писали такие христианские авторы раннего времени как апостол Павел, Тертуллиан (около 160-220 гг.), св. Афанасий Александрийский (ок.300-370 гг.), Епифаний епископ Констанцский (бл.314-367 гг.), святитель Иоанн Златоуст (ок. 347-407 гг.) и другие. Известно, что в конце III — IV ст. на наших просторах существовали несколько епархий — Скифская, Херсонская, Готская, что находились под омофором Константинопольского патриарха, а в первые века христианства архипастыри из южных земель современной Украины принимали участие во Вселенских соборах, в частности епископ готский Феофил был на I Вселенском соборе 325 года.

— Во время византийского императора Льва Мудрого (881-911 гг.) Русская епархия уже находилась на 60-м или 61-м месте в перечне епархий Константинопольского Патриархата и имела статус митрополии, — подчеркивает профессор.

С принятием христианства в нашем крае появляется большое количество храмов, которые разукрашиваются фресками и мозаиками. На тех местах, где ранее стояли языческие идолы, возводятся церкви — в 988 г. в честь святителя Василия Великого, недалеко от Свято-Михайловского Златоверхого монастыря, в 989 заложен храм в честь Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), в 1011-м — собор святой Софии и другие. Уже в начальный период после крещения Руси стольный город становится религиозным центром. Епископ Дитмар Мерзебурський пишет, что в Киеве в то время «имеется 400 церквей и 8 рынков, людей несметное сила…».

— Русь была независимым государством с установленными административными границами, которые в определенные периоды превосходили территориально даже Ромейскую империю, а Киевская митрополия, соответственно, тоже превосходила все вместе взятые Восточные патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, — подчеркивает Виталий Клос. — Если примерно представить себе пределы Киевской митрополии, то она охватывала полностью или частично территории таких современных государств, как Украина, Беларусь, Литва, Польша, Россия, Румыния и другие.

На протяжении семи веков Киевская митрополия находилась в подчинении Константинопольской патриархии, ее предстоятели имели титул «митрополит Киевский и всея Руси», хотя согласно 34 апостольскому правилу, 17-го четвертого и 38-го шестого Вселенских соборов Русь имела все необходимые предпосылки для получения автокефалии своей Церкви.

В 1686 году произошло коварное, неканоническое захвата Киевской митрополии Москвой и подчинения ее Московскому патриархату.

— Борьба духовенства Киевской митрополии за свои права продолжалась долго. Можно сказать, что попытки украинской церковной элиты отстоять свои права растянулись на целое столетие, от времени подчинения в 1686 г. с актом секуляризации церковных земель в 1786 году, — отмечает исследователь.

Борьба за автокефалию продолжается

Движение за автокефалию Украинской церкви начался после свержения царского режима, но восстановлена независимая церковь в 1930-м году была ликвидирована сталинским режимом. Новым толчком к национально-религиозного возрождения стало 1000-летие крещения Руси-Украины, что совпало с разрушением тюрьмы народов — СССР.

— Если другим церквам в советское время было разрешено быть в подполье, то украинской автокефальной церкви и это было запрещено, весь епископат, духовенство и даже активных верующих советская тоталитарная система истребила, — говорит викарий Киевской епархии ПЦУ преосвященный Владимир (Черпак), активный участник третьего восстановления Украинской Церкви, тогда аспирант института геохимии и физики минералов, студент Ленинградской духовной семинарии.

В 1988 году в Киеве создается «Украинский культурологический клуб» при Доме ученых — клуб «Наследие», в которые вошли известные правозащитники, религиозные деятели, студенты, в частности Леонид Добрянский, Павел Загороднюк, Михайлина Бородай, Виктор Кулинич, Ярослав Федорин.

— В общении появляется идея восстановления УАПЦ, — говорит владыка Владимир. — Все знали — мы хотим своего государства, своей церкви. Поэтому создается комитет по восстановлению УАПЦ, в который вошли диссидентка Леся Лохвицкая, Анатолий Битченко, Тарас Антонюк, Николай Будник.

— Новый толчок возрождению УАПЦ дала учредительная конференция Общества украинского языка имени Тараса Шевченко, которая состоялась в Киеве 11-12 февраля 1989 года, — продолжает владыка. — Тогда кое-кто говорил, что за дело автокефалии взялись нецерковные люди, а надо было, чтобы движение возглавил священник. Но все боялись, и священники, и миряне, ибо никто еще не знал, распадется Союз будет существовать дальше. На съезде присутствовал настоятель храма из Елгавы (Латвия) Богдан Михайлечко. Ему предоставили слово. Когда он шел залом, в подряснике, с крестом на груди, в зале воцарилась тишина. Богдан подошел к микрофону и говорит: «Я считаю, что надо восстановить УАПЦ и подать ее на регистрацию». Объявляет, что создан инициативный комитет и дал согласие его возглавить. Он вслух заявил, что УАПЦ была расстреляна сталинско-московским режимом, и призвал поднять голос протеста против лжи и преследований, стать на защиту запрещенной УАПЦ и возбудить ходатайство перед правительством СССР о реабилитации невинно замученных епископов, духовенства, мирян. Люди встретили его выступление продолжительными овациями.

Не успел Богдан Михайлечко выйти из помещения, где проходил съезд, как его задержали. Когда священника запихивали в машину, чтобы отправить в аэропорт, а оттуда в Елгаву, подальше от Украины, ему сломали руку. Без медицинской помощи он, в сопровождении представителя соответствующих органов, летел в Латвии в пустом салоне самолета. После приземления отцу Богдану сообщили из епархии, что он отстранен от службы в своем храме.

— Несмотря на преследования, в марте 1989 г. священник Михайлечко, впервые после Второй мировой войны, отслужил литургию для приверженцев УАПЦ в Киеве в частном доме по улице Сєдовців, 8а. А уже в апреле инициативного комитета входят Евгений Сверстюк, Ольга Гейко, Сергей Набока, Александр Ткачук. Комитет направляет обращение в Президиум Верховного Совета СССР и УССР, к международной общественности с требованием легализации и регистрации УАПЦ, — продолжает рассказ владыка Владимир. — В обращении члены комитета просили Вселенского патриарха Димитрия I, УАПЦ в диаспоре, все автокефальные церкви поддержать законные требования православных украинцев.

Инициативный комитет развернул широкую работу среди населения за возрождение своей церкви, был обнародован призыв к православным украинцам, в котором, в частности, отмечалось: «Церковь наша, пролежав в «духовной гробу» более 250 лет, казалось, никогда не воскреснет… Церковь возродилась из пепла небытия. Жива наша церковь…». В Киеве начинается издание газеты «Наша вера Православие», которую с октября 1989 года возглавил Евгений Сверстюк. Печатали газету в Вильнюсе, а оттуда доставляли в столицу Украины.

— 19 августа 1989 года на призыв инициативного комитета по возрождению УАПЦ откликнулась приход святых апостолов Петра и Павла во Львове, — продолжает рассказ викарий. — Протоиерей Владимир Ярема, священники и миряне того дня объявили о выходе из состава Русской православной церкви. А 8 сентября того же года местоблюститель Киевского митрополичьего престола блаженнейший митрополит Мстислав, первоиерарх УАПЦ направил обращение к верующим УАПЦ на Родине и во всем мире, в котором доказывал законность и каноничность своего місцеблюстительства на Киевском престоле и призвал к труду по возрождению погромленої Церкви.

Возрождение, вспоминает владыка Владимир, проходило в чрезвычайно сложных условиях. Украинский экзархат РПЦ враждебно относился к УАПЦ, духовенство и прихожан которой называли » самосвятами, безблагодатными, неверными.

— Помню, что монашки из Флоровского монастыря, который я любил с детства и рядом с которым жил, ходили по территории монастыря с вилами, как крестьянки на поле. Говорю: «Матушка, а чего вы с вилами?» Отвечает: «От автокефалистов охороняємося». Другая монашенка, когда увидела меня, начала кричать: «Сатанисты, сатанисты!», — продолжает разговор владыка Владимир.

Несмотря на все сложности, за короткое время почти во всех областных и многих районных центрах появляются общины УАПЦ, предстает Братство апостола Андрея Первозванного, что сыграло значительную роль в созыве Всеукраинского Собора с восстановления УАПЦ. На страстной неделе 1990 года началось богослужение в храме св. Архистратига Михаила в Киеве, в Музее архитектуры и быта, затем в Покровской церкви на Подоле.

— Окончательное организационное оформление УАПЦ произошло тридцать лет назад, 5-6 июня 1990-го, — говорит владыка Владимир. — Открылся собор Божественной литургией в святой Софии благодаря стараниям народного депутата Украины Олеся Шевченко. На собор съехалось более 700 депутатов со всей Украины, из них семь епископов, духовенство. Среди гостей собора были народные депутаты Иван Драч, Иван Заец, Сергей Головатый, Олесь Шевченко и другие. Самое главное, что на соборе было провозглашено Украинский (Киевский) патриархат и избран предстоятелем УАПЦ блаженнейшего митрополита Мстислава (Скрыпника) с титулом Святейший Патриарх Киевский и всей Украины. Помню, как блаженнейший Мстислав, возвращение которого до Украины на акциях протеста требовали сотни мирян, поехал поклониться иконе Почаевской Божьей матери Почаевской лавры, которую в то время захватила РПЦ, а «братья по вере» его не пустили, закрыли перед пожилым уже мужчиной врата. Восстановление УАПЦ — свидетельство возрастного желание украинцев иметь свою независимую Церковь. И если бы не было движения за восстановление УАПЦ, если бы не провозглашения Киевского патриархата, неизвестно Украина получила бы Томос об автокефалии Украинской Церкви, документ, поставил ПЦУ вровень с другими Церквями мира.